Однажды не в Америке. Краткое пособие по завоеванию мира подручными средствами

В конце августа в издательстве “Манн, Иванов и Фербер” вышла книга Владислава Моисеева “Однажды не в Америке”.  Как в предисловии заметил Федор Овчинников (основатель сети “Додо Пицца”), «Это невероятная история про «сумасшедших» предпринимателей, которые вопреки всем обстоятельствам идут к своей мечте».

однажды не в америке

«Однажды не в Америке» — это история Барно и Шерзода Турсуновых, основателей сети умных автосервисов «Вилгуд», которые совершают революцию в крайне традиционной и консервативной отрасли автомобильного ремонта. Однако книга не про закручивание гаек — она про экономику знаний и про то, как построить сильный и эффективный бизнес с миллиардным оборотом, имея ограниченное количество ресурсов.

Приводим несколько отрывков из книги и надеемся, что они вас вдохновят!

О том, как зарождалась Система

«Система. Система, Система. И еще раз Система. Это последнее, что могло спасти опрометчиво затеянное производство на Ярцевском ХБК. Сырье для потолочных панелей в России дороже, чем в Китае, рабочая сила — тоже, государственных дотаций – никаких. Остается последний ресурс — математика. В высшей степени грамотная организация производственного процесса.

Идея персональной ответственности сотрудника за свой доход была перенесена из оптовой торговли в производство. Перед Шерзодом стояла сложная задача: нужно было сделать так, чтобы у каждого работника на конвейере была своего рода частная собственность. Он хотел отучить людей от мысли жить на оклад. Например, экструдерщик получает 18 тысяч рублей в месяц, а управляет ста тысячами долларов сырья. Не совсем справедливо. Нужно было придумать, как увеличить экструдерщику зарплату в несколько раз, но и в такой же прогрессии повысить производительность его труда. <…> Шерзод нашел такое решение. Каждый участник цепи — экструдерщик, упаковщик, сотрудник склада — все становились предпринимателями. Каждый продавал следующему участнику цепи свой полуфабрикат для дальнейшей обработки. Его ценность при этом увеличивались шаг за шагом. Это почти как некогда популярная телевикторина «Слабое звено» — участники правильно отвечают на вопросы, и за каждый следующий ответ бонус увеличивается, а если кто-то ошибается — бонус сгорает. Если экструдерщик видит брак, он останавливает производство. Тогда за простой платит человек, который смешивал сырье и сделал это некачественно, а экструдерщик получает бонус. Если же он пропускает брак — то делит ответственность с тем, кто накосячил изначально. Внимательно следить за качеством работы стало выгодно. Идея состояла в том, чтобы выталкивать брак наверх и так сокращать издержки. Если продукция была некондиционной, ее можно было переработать, и это было выгоднее, чем продавать брак клиенту, а потом делать возврат. Некондицию принимали, как макулатуру, за 50 процентов от стоимости, и каждый был заинтересован в том, чтобы обнаружить некачественный продукт до того, как он уйдет следующему звену цепи, иначе его бонус сгорит. Но еще выгодней было работать совсем без сбоев: если каждый сделает все правильно, прибыль будет сверхощутимой для всех.»

О первом франчайзи

Главное, что подкупило Варнавского — это привлечение клиентов, которое обещали в «Вилгуде». У него совершенно не хватало времени на контекстную рекламу, баннеры и всё это знакомство с новым дивным миром. Отдельным пунктом был, разумеется, колл-центр. Из-за того, что работа с клиентом не была как следует отстроена, терялась примерна половина клиентов. Варнавский пробовал нанять администратора, но ничего не вышло. Он понимал, что может и умеет ремонтировать машины, но работать с клиентом — это просто катастрофа.

Вскоре после конференции Варнавский и еще несколько потенциальных франчайзи пришли на экскурсию в «Вилгуд». Барно и Шерзод дико комплексовали, что у них всё скромно и без особого лоска, но со стороны это казалось очень даже прилично. Один только кол-центр уже внушал ощущение, что тут всё очень серьезно.

Варнавский не стал долго раздумывать. Он всё посчитал, прикинул и решил, что франшиза себя окупит. Он заплатил и вместе с мастерами-консультантами опять отправился учиться, только на этот раз в «Вилгуд».

Раньше Варнавскому казалось, что в целом дела у него идут неплохо. Но когда он перевел свой сервис на новые рельсы, оказалось, что он сильно ошибался. Он получил в пользование трех китов — колл-центр, маркетинг и IT-инфраструктуру, главный результат бесконечных подсчетов эффективности, которые постоянно делали Турсуновы.

В общем-то, в жизни автосервиса Варнавского изменилось практически всё, начиная от самых элементарных вещей вроде расписания. Например, оказалось, что высокоразвитая доска планирования сильно упрощает жизнь.  Раньше всё велось вручную, и человеческий фактор постоянно портил кровь — про кого-то непременно забывали, кто-то звонил и отменял заезд, но запись об этом терялась. В итоге всё превращалось в бардак. Раньше можно было только приблизительно понимать, что и когда будет готово. Поэтому одних клиентов записывали с запасом и отказывали другим. Сетка систематизировала время выполнения всех работ. Появился четкий график, стало ясно, что и когда произойдет — от появления заказа до оплаты. Каждое действие было ограничено по времени, Турсуновы разработали стандарты практически всех бизнес-процессов, и им нужно было соответствовать. В результате выяснилось, что в день можно обслуживать гораздо больше клиентов, чем казалось.

Приобрести книгу вы можете по ссылке. Мы же напоминаем, что если вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста, в социальных сетях. Если остались вопросы, задавайте их в комментариях!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Хотите получать обновления в почтовый ящик?